Прошло около месяца с того дня, как Федеральная служба страхового надзора заявила, что только 2% страховщиков не вызывают у нее подозрений на предмет финансовой устойчивости. За это время не случилось ни бума неплатежей, ни массовых банкротств, а клиенты страховых компаний исправно получают положенные выплаты.
Деньги,
18 сентября 2006 г.
Подозреваются все 1599 просмотров
Прошло около месяца с того дня, как Федеральная служба страхового надзора (ФССН) заявила, что только 2% страховщиков не вызывают у нее подозрений на предмет финансовой устойчивости. За это время не случилось ни бума неплатежей, ни массовых банкротств, клиенты страховых компаний исправно получают положенные выплаты. Насколько отчетность страховщиков соответствует их реальной платежеспособности, выясняла Татьяна Гришина.
Двухпроцентный страхраствор В конце лета ФССН обработала бухгалтерские балансы страховщиков за 2005 год. Вывод, сделанный страховыми чиновниками по итогам этой работы, шокировал рынок. "Мы обобщили данные бухотчетности за 2005 год по 889 компаниям,-- заявил глава ФССН Илья Ломакин-Румянцев,-- и пришли к выводу, что 98% компаний имеют настораживающие показатели по финансовой устойчивости, а 57% уже находятся на особом контроле". Тут надо пояснить, что ФССН понимает под "настораживающими показателями". Одним из нормативов компаний является так называемая маржа платежеспособности, которая делится на фактическую и нормативную. Первая -- это сумма уставного, добавочного, резервного капитала и нераспределенной прибыли за минусом нематериальных активов и непокрытых убытков и прочих обязательств. Вторая -- норматив, установленный для каждого вида страхования приказом Минфина. Для устойчивости страховщика фактическая маржа платежеспособности должна превышать нормативную на 30%. Этот показатель показывает, хватает ли страховщику активов на покрытие обязательств. По данным ФССН, по итогам 2005 года превышение показателя фактической маржи над нормативной менее чем на 30% наблюдается у 196 компаний (это 22% рынка). Кроме того, отрицательный показатель маржи (когда страховщик не только не показывает требуемого превышения, но и уходит в минус) отмечен у 26 компаний (3%). Беспокоят ФССН и отрицательный финансовый результат 182 компаний (20%), и инвестиционный доход ниже 3%. Последний показатель характерен для 518 компаний (58%). К настораживающим показателям регулятор отнес и убыточность выше 100%, которую компании показали в личном страховании -- 66 страховщиков (7%), в имущественном -- 40 (5%) и в страховании ответственности -- 22 (3%). Совокупность отрицательного финансового результата с низким инвестдоходом и убыточностью вызывает вопрос, ради чего эти компании занимаются своим бизнесом. Обратила внимание ФССН и на компании, у которых более 90% активов сформировано долговыми ценными бумагами. Таких на рынке 67 (7%). А у 180 организаций (20%) на отчетную дату доля денежных средств более чем в сто раз превышала резерв заявленных убытков. Последнее настораживает ФССН по той причине, что страховщики на момент сдачи отчетности проводят сделки репо, меняя свои неликвидные бумаги на деньги, а после сдачи отчетности выкупают свои бумаги. "У нас плоховато с финансовыми инструментами, но не настолько, чтобы иметь деньги в кассе,-- говорит Илья Ломакин-Румянцев.-- Чаще всего это свидетельствует о том, что компания к дате отчетности проводит сделки с обратным выкупом с тем, чтобы как-то исправить свой баланс". При этом, впрочем, глава ФССН просит иметь в виду, что наличие у компании какого-либо из вышеназванных показателей еще не повод для недоверия к ней. Исключения составляют требования к марже платежеспособности. В настоящее время на особом контроле у регулятора находятся 57% компаний, у которых проблемы с маржой платежеспособности пересекаются с высокой убыточностью. Но наблюдение за ними вовсе не ведет к санкциям против них. Страхнадзор не стал раскрывать списки безоговорочно надежных 2% страховщиков, а также компаний группы риска. Это могло бы вызвать панику на рынке. По мнению же Ильи Ломакина-Румянцева, 20 компаний, не имеющих ни одного настораживающего показателя, "это много" для нынешнего рынка.
Последний клиент платит за первого Заявление ФССН поразило страховщиков. "Главный смысл всех этих экстремальных показателей сводится к тому, что у компаний мало 'живых' денег,-- говорит глава 'Стандарт Резерва' Виктор Юн.-- Для акционеров страховщиков страховой бизнес -- малорентабельное занятие по сравнению с нефтью или торговлей, поэтому в капиталах компаний много неликвидных бумаг. И на дату сдачи отчетности приходится пользоваться инструментом репо". Кроме того, по словам замглавы "Энергогаранта" по экономике и финансам Сергея Васильева, "с точки зрения отрицательных финансовых результатов отчетность страховщиков могло портить ОСАГО". Дело в том, что компании в период становления "автогражданки" не укладывались в заложенные правительством 23% от тарифной ставки по ОСАГО, отведенные на расходы по ведению дел. "При формировании резервов выравнивания убытков не учитывалось, что часть экономии нетто-ставки, за счет которой и формировался этот резерв, использовалась на расходы по ведению дел,-- говорит он.-- Поэтому возникала ситуация, когда под одни и те же доходы дважды начислялись расходы". Компании попытались найти положительные моменты в заявлениях регулятора. "Это первый шаг к оздоровлению рынка",-- надеется глава НСГ Юрий Решетняк. Прошло больше месяца. Клиенты убедились, что компании даже с признаками неплатежеспособности вполне могут продолжать выплаты по страховым случаям. За это время массовых банкротств не произошло, паники на рынке не случилось. За счет чего же платят неустойчивые компании? По словам финансового директора Страхового дома ВСК Александра Аксенова, объяснение заключается в том, что рынок растет достаточно быстрыми темпами и еще не стабилизировался по объемным показателям. "Кроме того, определяющую роль на рынке играют крупнейшие страховые компании,-- говорит он.-- У них надлежащим образом сформированы и размещены активы, они проводят грамотный риск-менеджмент. Проблемы же маленьких компаний связаны с недостаточной капитализацией и эффективностью управления убыточностью". При стабилизации объемов сборов и увеличении убыточности портфеля у последних может возникнуть проблема неплатежей. Однако, по мнению господина Аксенова, эта ситуация не может привести к глобальным неплатежам на рынке. С ним согласен и замгендиректора по финансово-экономической деятельности "Ингосстраха" Константин Соколов: "Многие компании продолжают расти очень высокими темпами, ежегодное увеличение сбора страховой премии может составлять 30% и более. Высокие темпы роста дают возможность покрывать убытки по ранее заключенным договорам за счет поступлений по вновь продаваемым полисам". Тем не менее ситуацию, при которой убытки по старым клиентам погашаются за счет новых, здоровой не назовешь. Прекращение роста поступлений и возникновение крупного страхового случая моментально опустошат компанию. "Страховой рынок находится в нестабильной зоне,-- считает финансовый директор РОСНО Андрей Скворцов.-- Большая выплата рискового характера может привести к неплатежеспособности некоторых компаний". По словам Константина Соколова, у страховщика, который столкнулся с убытками, например, вследствие неверной тарификации, возникает соблазн увеличить сбор премии, чтобы покрыть потери. Наращивание объемов, особенно в конкурентных сегментах рынка, происходит за счет снижения тарифа или увеличения комиссионного вознаграждения, что только усугубляет ситуацию. Некоторое время такая модель будет работать, но, как только темпы роста снизятся, дефицит средств для выплат страхового возмещения неизбежно даст о себе знать. "Последствия будут тем тяжелее, чем дольше страховщик работал по описанной схеме и чем больший объем убытков прошлых лет покрывался за счет текущих премий",-- уверен замглавы "Ингосстраха". Именно поэтому ответственные представители страховых компаний считают заявление ФССН своевременным и оправданным. "ФССН готовит компании к более жестким нормативам,-- говорит Андрей Скворцов.-- Регулятор понимает, что, как только он начнет массово отзывать лицензии, ему придется столкнуться со страхователями, которые могут остаться ни с чем". А ужесточение нормативов не за горами. Страховщики ждут вступления в силу в середине 2007 года приказа Минфина "О требованиях, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика". Этим приказом утвержден перечень активов, которые не будут приниматься в покрытие собственных средств страховщика. Это векселя, выданные физлицами или акционерами страховщика, дебиторская задолженность страхователей и перестраховщиков, доли перестраховщиков в страховых резервах, ценные бумаги эмитентов в стадии банкротства. "После вступления в силу нормативов размещения собственных средств российские нормативы станут более жесткими, чем у наших иностранных коллег,-- считает Константин Соколов.-- Директивами ЕС, регулирующими вопросы страхования, странам-членам прямо запрещено вводить какие-либо ограничения по собственным средствам". По его словам, из более чем 30 стран ОЭСР только четыре (Исландия, Япония, Норвегия, Турция) применяют такого рода нормативы. "Но для российского рынка подобная жесткость, вероятно, оправданна. Введение новых нормативов должно сделать разного рода 'схемный' бизнес экономически нецелесообразным, это должно способствовать обеспечению прозрачности российских компаний и их финансовой устойчивости",-- считает Константин Соколов. Самым тревожным признаком неплатежеспособности, по признанию самих компаний, в настоящий момент являются отклонения от нормы маржи платежеспособности. В список компаний с настораживающими показателями может попасть и добросовестный страховщик. "Убыточность свыше 100% в какой-то момент может возникнуть,-- рассуждает Андрей Скворцов.-- Если же такой показатель наблюдается в долгосрочном периоде, то тут возникают признаки 'серой' схемы". И инвестдоход ниже 3%, по его словам, тоже может быть у порядочного страховщика, например, при обрушении фондового рынка. "Данные российской отчетности могут недостаточно четко характеризовать платежеспособность страховщиков,-- резюмирует Андрей Скворцов,-- поскольку включают элементы оптимизации. Например, у компаний есть возможность договориться с банками о замене к отчетной дате непринимаемых активов на приемлемые". При этом пока никто не выдвигает строгих требований о сроках перехода страховщиков на МСФО.
Вся пресса за 18 сентября 2006 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Учет и отчетность, Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Благоприятные условия на рынке страхования авиаперевозок, вероятно, сохранятся в 2025 году
|
|
Нижегородские новости, 24 декабря 2024 г.
Житель Нижнего Новгорода возместил убытки страховой компании
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 24 декабря 2024 г.
В Красноярске задержали банду серийных страховых мошенников
|
|
Report.Az, Баку, 24 декабря 2024 г.
Страховой рынок Азербайджана вырос на 10% за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Страховщики Европы рискуют снизить коэффициент платежеспособности на 100 пунктов из-за геополитического шока
|
|
Официальный портал органов власти Чувашской республики, 24 декабря 2024 г.
Парламентарии приняли поправки в Закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»
|
|
Ингушетия, Назрань, 24 декабря 2024 г.
В Ингушетии расследуют мошенничество со страхованием жизни на 30 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 24 декабря 2024 г.
Медицинская помощь и консультации для россиян могут стать доступнее
|
|
genproc.gov.ru, 24 декабря 2024 г.
Прокуратура Республики Ингушетия направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере страхования жизни человека
|
|
korins.ru, 24 декабря 2024 г.
НСИС представил страховщикам инструменты для предотвращения страхового мошенничества
|
|
Финмаркет, 24 декабря 2024 г.
Сборы по страхованию имущества юрлиц увеличились на 10,6% за 9 месяцев, выплаты выросли в 2,5 раза
|
|
Рязанские ведомости, 24 декабря 2024 г.
Рязанцам разъясняют, как путешественнику без суда решить спор со страховой организацией
|
|
Общественное мнение, Саратов, 24 декабря 2024 г.
ТФОМС Саратовской области и страховыми организациями за 11 месяцев года рассмотрено почти 168 тысяч обращений граждан
|
|
Клерк.Ру, 24 декабря 2024 г.
Таксисты просят сократить минимальный срок действия страхового полиса до одного дня
|
|
Tazabek, Бишкек, 24 декабря 2024 г.
В этом году госстрахование жилья выросло на 8%, - замглавы управления в «ГСО»
|
|
Волга Ньюс, Самара, 24 декабря 2024 г.
Ремонт вместо денег: «Росгосстрах» формирует новую судебную практику в спорах с недобросовестными клиентами по ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 24 декабря 2024 г.
В Татарстане стали платить больше по полисам ОСАГО, но судебные издержки выросли
|
 Остальные материалы за 24 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|